Среда, 15 Января 2025

Именины: Fēlikss, Felicita

Выживает не самый сильный, а самый восприимчивый к переменам.

Чарльз Дарвин

Счета крупного завода в Даугавпилсе заморожены, возможна ликвидация

С середины сентября банковские счета даугавпилсского «Завода приводных цепей DITTON» (DITTON pievadķēžu rūpnīca, DPR, он же ЗПЦ) заморожены по требованию Службы госдоходов (СГД). И если до конца октября ситуация не разрешится, руководство компании может объявить о ее ликвидации, передает Служба новостей Латвийского радио.

«Завод приводных цепей DITTON» в Даугавпилсе выпускает цепи и комплектующие на экспорт. В середине сентября этого года Служба госдоходов заморозила банковские счета компании, рассказывает председатель совета предприятия Борис Матвеев.

«Поначалу мы даже не понимали. Мы просто получили информацию от банков, которые сказали, что не могут выполнять наши платежные распоряжения. Причину же мы узнали только 27 сентября: банки нас проинформировали 14 [сентября], с 15-го счета были заблокированы и только через 12 дней мы получили решение Службы госдоходов», — утверждает он.

По словам главы предприятия, с момента блокировки счетов компания направила несколько писем в СГД с просьбой объяснить ситуацию, ответ же получили спустя 12 дней: выяснилось, что налоговая служба посчитала фиктивными сделки ЗПЦ с компанией Tool Industry, которая занимается ремонтом и обслуживанием станков завода, поддержкой коммуникаций и производством инструментов.

«Tool Industry отразила эти сделки в своих налоговых декларациях, в годовых отчётах, заплатила все налоги и никакой задолженности у нашего партнёра нет. Для них сделка считается действительной, а для нас они [СГД] ее объявили недействительной. А раз она недействительна, то мы не могли получать право на предналог НДС, ставить эти затраты в расходы, уменьшая налогооблагаемую прибыль», — поясняет Борис Матвеев суть претензий.

Представитель компании Tool Industry Раймонд Бружевич объясняет, что она предоставляет услуги более чем 50 компаниям, в основном из Латгалии. «Завод приводных цепей» — самый крупный клиент.

«Служба госдоходов ту работу, которую мы сделали, признает. Никаких претензий. Получили деньги, заплатили налоги, спите спокойно. Но со стороны Завода приводных цепей этой сделки не признают. Они говорят, что это [делали] люди, которые работают на заводе», — говорит он.

Раймонд Бружевич признаёт, что многие сотрудники действительно раньше работали на ЗПЦ, но сейчас они в штате Tool Industry, которая арендует помещения на территории «Завода приводных цепей Диттон» и в таком форме сотрудничает с ним более пяти лет.

«Когда-то завод был большой, там и фермы были и рыбное хозяйство — чуть ли не город в городе. Потом от этого стали отказываться и в конце концов стали заниматься только непосредственно своей деятельностью — изготовлением приводных цепей. А весь ремонт отдали нашей фирме», — объясняет он, как так получилось

Претензии же СГД насчет того, что многие работники Tool Industry — это бывшие работники ЗПЦ, Р. Бружевича удивляют:

«Ну да, работали. В Latvenergo тоже люди работали, потом ушли в Sadales tīkls. Специалистов же не с Марса прислали».

По словам Бориса Матвеева, налоговая служба посчитала, что завод не заплатил налогов на 700 000 евро и дополнительно выписала штраф на 200 000.

«Мы обращались к ним с прошением «ну вы посчитайте, покажите, каким образом бюджет не дополучил налоги». Нет. «Чисто теоретически, мы так видим, мы так считаем, мы так полагаем, что это правильно». Мы подали соответствующее прошение на имя исполняющего обязанности генерального директора Службы госдоходов об отмене этого неправомерного, на наш взгляд, решения. Попросили рассмотреть в ускоренном режиме. Но вот мы подали его 4 октября, а сегодня у нас 20 октября и на данный момент никакого решения нет», — продолжает он.

После блокировки счётов завод работал до конца сентября, чтобы завершить начатые заказы. Но с октября все работы остановлены, так как компания не может начислить зарплату сотрудникам.

«Мы честно сказали нашим работникам, что не можем платить им зарплату и отпустили по домам. Единственное, что мы гарантировали, что если удастся урегулировать вопросы и получить доступ к денежным средствам, чтобы возобновить хозяйственную деятельность, то мы будем вынуждены оплатить им простой. Это тоже большой ущерб для предприятия — выплатить зарплату за месяц, не работая», — заверил он.

С 17 октября на заводе начался налоговый аудит, против которого председатель совета ЗПЦ Борис Матвеев не возражает.

Служба госдоходов не смогла прокомментировать ситуацию, сославшись на 22 статью — о конфиденциальности — закона о налогах и пошлинах: только с разрешения проверяемой компании СГД может давать комментарии СМИ.

В то же время из сообщения агентства LETA известно, что СГД отрицает отсутствие коммуникации с заводом и утверждает, что это компания отказывается сотрудничать и проводить необходимые действия, чтобы решить ситуацию. Налоговая служба неоднократно связывалась с ЗПЦ по вопросам расчета налогов, сообщало агентство LETA в конце сентября.

Борис Матвеев отмечает, что если ситуация не разрешится до конца октября, то завод ликвидируют.

«У нас тут почти 300 рабочих мест с учётом наших арендаторов. Считайте, что 300 городских семей лишатся источников доходов. […] По нашим оценкам, в прошлом году мы выплатили заработную плату на 1,7 миллиона евро. Кроме этого, по прошлому году у нас налогов было начислено около 1,3 миллиона евро».

По данным финансового отчета за первое полугодие этого года, опубликованного компанией, прибыль составила 120 тысяч евро до уплаты налогов. Стоимость активов ЗПЦ составляет 7,5 миллионов евро.

Этой же осенью, как сообщала программа De facto Латвийского телевидения, стало известно, что СГД поручила таксомоторной платформе Bolt перечислить в госбюджет 1,4 млн евро неуплаченного подоходного налога с предприятий.

LSM.lv